Сестринское дело

Тлембаева Армангуль Барлыковна – заведующая отделением «Сестринское дело», «Стоматология», «Ортопедическая стоматология» магистр естественных наук, педагог-исследователь
Специальность 09130100 «Сестринское дело» 4S09130103 – «Медицинская сестра общей практики» 3W09130102 «Массажист» инклюзивное образование для слабовидящих и незрячих
История отделения колледжа началась в далеком 1935 году. На основании приказа №279 по Наркомздраву от 4 августа 1935 года в г. Актюбинске была организована двухгодичная школа медицинских сестер общего профиля. В 1954 году на основании Постановления Совета Министров СССР от 15 мая 1954 года за №919 школа медсестер была реорганизована в медицинское училище.
На отделении проводится подготовка студентов специальности 09130100 «Сестринское дело» с квалификацией 4S09130103 «Медицинская сестра общей практики» на государственном и русском языках обучения. Срок обучения: 2 г 10 мес, 3г 10мес.
Образовательная учебная программа по специальности 09130100 «Сестринское дело» с квалификацией 4S09130103 «Медсестра общей практики» предусматривает изучение цикла дисциплин:
-общеобразовательные дисциплины (ООД);
-общегуманитарные дисциплины (ОГД);
-социально-экономические дисциплины (СЭД);
-общепрофессиональные дисциплины (ОПД);
-специальные дисциплины (СД)
Виды профессиональной деятельности медицинской сестры общей практики:
Медицинская сестра общей практики осуществляет доврачебную медицинскую и медико-социальную помощь, при этом предоставляет следующие формы медицинской помощи:
— первичную медико-санитарную помощь;
— стационарную помощь;
— стационарно замещающую помощь;
— медицинскую помощь при чрезвычайных ситуациях;
— восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию;
— паллиативную помощь и сестринский уход.
Для обеспечения качественной подготовки специалистов руководством медицинского колледжа проводится формирование преподавательского состава, планирование и оснащение учебных кабинетов и лабораторий. Учебные кабинеты оснащены современными учебными пособиями и приборами, фантомами и тренажерами.
Количественный и квалификационный состав преподавателей соответствует данной образовательной программе. Студенты отделения являются активными участниками кружковых работ, участвуют в научно-практических конференциях республиканского и международного уровня.
С 2014 года по специальности «Сестринское дело» квалификации 0302022 «Массажист» обучаются студенты с ограниченными возможностями по зрению и с нарушениями зрения. Цель открытия специальности: дать надежду на будущее людям с ограниченными возможностями.
В 2015 году открылся Профессиональный массажный центр «Вижу, чувствую своей рукой», и первые выпускники по специальности были обеспечены рабочими местами.
В результате освоения образовательной учебной программы по специальности «Сестринское дело» с квалификацией 3W09130102 «Массажист» для инвалидов по зрению обучающийся должен обладать базовыми компетенциями:
БК-1. Владеть: методами закаливания организма и аутотренинга и методами борьбы с вредными привычками.


БК-2. Владеть: лексическим, грамматическим минимумом для перевода текстов, составить доклад, провести беседу, принять участие в дискуссии на профессиональную тему.
БК-3. Использовать знания анатомии человека в различных возрастных периодах в работе.
БК-4. Определять внутренние и внешние причины болезни; Определять признаки смерти и посмертные изменения.
БК-5. Использовать знания топографо-анатомических особенностей областей человека в работе.
БК-6. Определять симптомы внутрибольничных инфекций, обеспечивать инфекционную безопасность в ЛПУ.
БК-7. Знать: основные симптомы и синдромы заболеваний: внутренних органов;
хирургических заболеваний; инфекционных заболеваний; глазных, кожных,
нервных заболеваний.
БК-8. Применять методы лечебной физкультуры и физиотерапии. Организовать рабочее место массажиста;
БК-9. Соблюдать гигиену массажиста;
Выполнять действия, входящие в компетенцию массажиста.
Профессиональными компетенциями:
ПК-1. Уметь: ориентироваться в строении тела человека; определять основные оси и плоскости тела человека; находить проекции и границы органов, кровеносной и лимфатической системы.
ПК-2.Пальпаторно определять ориентиры, границы органов, кровеносной и лимфатической системы.
ПК-3. Соблюдать правила асептики и антисептики.
ПК-4. Владеть техникой и методиками классического, точечного, сегментарно-рефлекторного, лечебного аппаратного, спортивного массажа и самомассажа.
ПК-5. Владеть техникой и методиками детского массажа: примерными комплексами массажа и гимнастики у детей раннего возраста.
Специальными компетенциями (далее СК):
СК-1. Оказать неотложную доврачебную помощь.
СК-2. Выполнять классический массаж отдельных областей тела человека: головы, грудной клетки, спины, живота, верхних и нижних конечностей.
СК-3. Выполнять лечебный массаж взрослым и детям при заболеваниях внутренних органов, нервной системы, обмена веществ, травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
СК-4. Выполнять сегментарно-рефлекторный массаж при заболеваниях внутренних органов, нервной системы, обмена веществ, травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарат.
СК-5. Выполнять точечный массаж при заболеваниях внутренних органов, нервной системы, обмена веществ, травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.
СК-6. Выполнять спортивный массаж, самомассаж.
СК-7. Выполнять массаж различными аппаратами.
Виды профессиональной деятельности выпускника для квалификации 030202 2 «Массажист» для инвалидов по зрению предусматривает:
-выполнение всех видов массажа, предусмотренные стандартом;
-введение профилактической работы и пропаганду здорового образа жизни как для взрослого, так и для детского населения.


Специальность 09110100 «Стоматология» квалификация 4S09110102 «Дантист»
Образовательная учебная программа по специальности
09110100 — «Стоматология» с квалификацией 4S09110102 «Дантист» включают
базовые компетенции:
- владеть лексическим и грамматическим минимумом, необходимыми для чтения и перевода со словарем на казахском (русском) и иностранном языке текстов профессиональной деятельности;
- владеть навыками анализа объективно-исторических событий при изучении исторических явлений и тенденции истории Казахстана;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; -иметь представление об этических ценностях, формах и типах культур, основных культурно-исторических центрах мира и регионов;
- обществе, основные законы и закономерности диалектического развития, использовать основные понятия и действия законов в практической деятельности;
- иметь представление о политических системах и политических режимах, человеческом измерении политики;
- знать общие положения экономической теории, владеть основами экономики,
- экономической ситуации в стране и за рубежом;
- их применении в современной медицине, использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
- знать общие закономерности происхождения и развития жизни строения и функционирования клеток тканей, органов и систем организма жизни, строение и функционирование клеток тканей, органов и систем организма в норме и патологии;
- владеть методикой установления типов и форм наследственных болезней и использовать полученные знания при изучении клинических дисциплин;
- владеть основными законами термодинамики и термохимии. Знать способы выражения состава раствора, коллоидных свойства раствора их роль в организме, -знать кислотно-основное равновесие и функцию буферных систем организма.
Специальные компетенции:
- владеть знаниями и навыками по системе организации рентгенологического обследования и методами рентгенологического обследования при различных заболеваниях челюстно-лицевой области;
- владеть знаниями и навыками по системе организации физиотерапевтической помощи и применению физиотерапии для лечения заболеваний зубов и полости рта;
- владеть знаниями и навыками по системе организации стоматологической помощи для профилактики стоматологических заболеваний и гигиены полости рта:
владеть знаниями и навыками по изготовлению съемных, несъемных и бъюгельных протезов; - владеть знаниями и навыками по системе организации работы медицинской сестры стоматологического учреждения;
- владеть знаниями и навыками по работе в стоматологическом учреждении терапевтического, хирургического и ортопедического профиля; -выписывать рецепты, объяснять значения терминов греко-латинского происхождения, знать общие закономерности фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств;
- профессиональные компетенции, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
- организовывать сестринский уход и наблюдение за пациентами, владеть техникой выполнения процедур и манипуляций
- владеть коммуникативными навыками, навыками разрешения конфликтов, применять полученные знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности, навыками общения с пациентами, их родственниками, коллегами на основе этико-деонтологических принципов.
- владеть приемами первой медицинской помощи при различных видах повреждений, методами ухода за хирургическими больными, методами сердечно-легочной реанимации
- знать основные симптомы, методы диагностики, принципы лечения и оказывать неотложную помощь раненым и пораженным и оказывать неотложную помощь раненым и пораженным и поддерживать состояние здоровья населения в экстремальных условиях и предупреждать возникновение инфекционных заболеваний в очагах катастроф
- уметь выявлять клинические симптомы, ставить предварительный диагноз, проводить мотивированный уход за больными детьми.
Виды профессиональной деятельности выпускника по специальности 09110100 «Стоматология»:
- участие в лечебно-диагностической, первичной медико-санитарной помощи стоматологическим пациентам различных возрастных групп в условиях стационара, поликлиники, врачебных амбулаторий (ВА), фельдшерско-
- акушерских пунктов (ФАП), центра ПМСП;
- оценка состояния пациента и оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях;
- соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического режимов организаций здравоохранения;
- медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;
- использование новых информационных технологий, методов, приемов средств, передача и хранение информации;
- сотрудничество с пациентами и их семьями, соблюдение прав пациента, и проведение мер по укреплению и поддержанию здоровья населения различных возрастных групп;
- консультирование населения по вопросам факторов риска для здоровья пациента (физических, психических, социальных, экологических) и по вопросам уменьшения их влияния на здоровье;
- обучение пациента и его семьи вопросам гигиены полости рта в различные возрастные периоды;
- осуществление консультации по вопросам гигиены заболевания полости рта, иммунопрофилактики, диспансерного наблюдения детей различного возраста;
- осуществление диагностики и дифференциальной диагностики с использованием современных методов исследования, лечение и профилактика
- часто встречающихся заболеваний;
- оформление нормативной медицинской документации в стоматологических организациях;
- взаимодействие и сотрудничество с коллегами;
- профилактика заболеваний и пропаганда здорового образа жизни.
Содержание образовательной программы специальность 09110200-«Стоматология ортопедическая»
квалификация 4S09110201 «Зубной техник»
В результате освоения образовательной учебной программы по специальности 09110200 «Стоматология ортопедическая»
квалификацией 4S09110201 «Зубной техник» обучающийся должен: обладать: базовыми компетенциями -владеть лексическим и грамматическим минимумом, необходимыми для чтения и перевода со словарем на казахском (русском) и иностранном языке текстов профессиональной деятельности;
- владеть навыками анализа объективно-исторических событий при изучении исторических явлений и тенденции истории Казахстана;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
- иметь представление об этических ценностях, формах и типах культур, основных культурно-исторических центрах мира и регионов;
- знать нравственные нормы регулирования отношений между людьми в обществе, основные законы и закономерности диалектического развития, использовать основные понятия и действия законов в практической деятельности;
- иметь представление о политических режимах, человеческом измерении политики;
- знать общие положения экономической теории, владеть основами экономики, экономической ситуации в стране и за рубежом;
- иметь представление о современных компьютерных технологиях и их применении в современной медицине, использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
- профессиональными компетенциями, соответствующим уровню квалификации специалиста, формируемые в ходе целостного учебно-воспитательного процесса:
- применять полученные знания и повседневной жизни и профессиональной деятельности, навыками общения с пациентами, их родственниками, коллегами на основе этико-деонтологических принципов;
- применять полученные знания при изучении строения тела человека и его возрастные особенности;
- владеть знаниями об основных способах защиты населения, о комплексе мероприятий при защите населения в чрезвычайных ситуациях;
- владеть навыками обследования больного, методикой самостоятельного распознавания болезни, лечения, ухода и мерами профилактики
- владеть техникой оказания неотложной медицинской помощи при экстренных состояниях.
специальными компетенциями, соответствующими уровню квалификации специалиста, формируемые в ходе целостного учебно-воспитательного процесса: - владеть знаниями по диагностике стоматологических заболевании и организации здравоохранения;
- владеть знаниями и навыками по проведению клинико-лабораторных этапов изготовления бъюгельного протеза с изготовлением дублированной модели, телескопическая система, замковая система, балочная система, аттачменты;
- владеть знаниями и навыками по конструктивным особенностям съемных протезов, по проведению клинико-лабораторных этапов изготовления съемных протезов;
владеть знаниями и навыками по организации зуботехнического производства по изготовлению несъемных протезов; - владеть знаниями по свойствам, применению основных и вспомогательных зуботехнических материалов;
- владеть знаниями и навыками по конструктивным особенностями по проведению клинико-лабораторных этапов изготовления челюстно-лицевых протезов;
- владеть знаниями и навыками по конструктивным особенностям и по изготовлению ортодонтических конструкций.
Объектами профессиональной деятельности зубного техника являются:
Зуботехнические лаборатории (зуботехнические лаборатории при стоматологических отделениях лечебно-профилактических учреждений, поликлиниках, клиниках, медицинских центрах, фельдшерско-акушерских пунктах)
Сведения по курсам специальности «Сестринское дело»
2022-2023 уч. год
№ |
Группы |
Язык обучения |
Бюджет/ внебюджет |
Количество студентов |
Куратор |
1 |
103 «Мейіргер
ісі» |
каз |
бюджет |
22 |
Жабасова Г.Е. |
2 |
104 «Мейіргер
ісі» |
каз |
бюджет |
21 |
Калисина С.Б. |
3 |
117 «Сестринское
дело» (Массажист) |
рус |
бюджет |
10 |
Жадриева К.Т. |
4 |
118 «Мейіргер
ісі» |
каз |
бюджет |
17 |
Аралбай Б.Б. |
5 |
119 «Сестринское
дело» |
рус |
бюджет |
8 |
Муртазина Г.Р. |
6 |
128 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
26 |
Узакбай Н. |
7 |
129 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
23 |
Таласбаева Г.Б. |
8 |
130 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
23 |
Игликова Г.Б. |
9 |
131 «Сестринское
дело» |
рус |
внебюджет |
18 |
Длимов А.А. |
10 |
212 «Мейіргер
ісі» |
каз |
бюджет |
21 |
Аманжолкызы Ж. |
11 |
213 «Мейіргер
ісі» |
каз |
бюджет |
21 |
Мырзагулова А.К. |
12 |
214 «Сестринское
дело» (Массажист) |
рус |
бюджет |
4 |
Жадриева К.Т. |
13 |
219 «Мейіргер ісі» |
каз |
внебюджет |
26 |
Кудабаева Н.Ш. |
14 |
220 «Сестринское
дело» |
рус |
внебюджет |
25 |
Баймаханова Ж.С. |
15 |
223 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
22 |
Сексенбай З.Н. |
16 |
224 «Сестринское
дело» |
рус |
внебюджет |
22 |
Субханкулова Н.Г. |
17 |
302 «Мейіргер
ісі» |
каз |
бюджет |
25 |
Турсынгалиева
Д.Т. |
18 |
319 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
25 |
Калдыбаева Ж.К. |
19 |
320 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
24 |
Кужакулова М.Т. |
20 |
321 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
24 |
Талипова Б.И. |
21 |
322 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
27 |
Тоганаков С.Н. |
22 |
405 «Мейіргер ісі» |
каз |
бюджет |
25 |
Куламанова Ж.Т. |
23 |
406 «Мейіргер
ісі» |
каз |
бюджет |
25 |
Тобажанова Р.Р. |
24 |
413 «Мейіргер
ісі» |
каз |
внебюджет |
22 |
Кадырова А.Е. |
25 |
414 «Сестринское
дело» |
каз |
внебюджет |
22 |
Казалбаев Д.А. |
|
Всего: |
|
|
528 |
|
График учебного процесса отделения «Сестринское дело» 2022-2023 уч. год
Курс |
Семестр |
Учебные недели |
Аттестация |
Клиническая практика |
Каникулы |
1
курс (9) «Сестринское
дело» |
1
семестр |
01.09.-18.01 |
- |
- |
19.01-1.02 |
2
семестр |
02.02-21.06 |
- |
- |
22.06-31.08 |
|
1
курс (11) «Сестринское
дело» |
1
семестр |
01.09.-04.01 |
05.01-18.01 |
19.01.-01.02 |
|
2
семестр |
02.02-17.05 |
18.05-24.05 |
25.05-21.06 |
22.06-31.08 |
|
2
курс (9) «Сестринское
дело» |
3
семестр |
01.09.-04.01 |
05.01-18.01 |
19.01.-01.02 |
|
4
семестр |
02.02-17.05 |
18.05-24.05 |
25.05-21.06 |
22.06-31.08 |
|
2
курс (11) «Сестринское
дело» |
3
семестр |
01.09-14.12 |
12.01-18.01 |
15.12-11.01 |
19.01-01.02 |
4
семестр |
02.02-17.05 |
15.06-21.06 |
18.05-14.06 |
22.06-31.08 |
|
3
курс (9) «Сестринское
дело» |
5
семестр |
01.09-14.12 |
12.01-18.01 |
15.12-11.01 |
19.01-01.02 |
6
семестр |
02.02-17.05 |
15.06-21.06 |
18.05-14.06 |
22.06-31.08 |
|
3
курс (11) «Сестринское
дело» |
5
семестр |
01.09-21.12 |
22.12-18.01 |
19.01-01.02 |
|
6
семестр |
02.02-05.04 |
ИГА 22.06-05.07 |
06.04-21.06 |
||
4
курс «Сестринское
дело» |
7
семестр |
1.09-07.12 |
08.12-14.12 |
15.12-11.01 |
12.01-25.01 |
8
семестр |
26.01-12.04 |
ИГА 08.06-21.06 |
13.04-07.06 |
- |
Сведения по специальности «Стоматология», «Ортопедическая стоматология» на 2022-2023 учебный год
№ |
Группы |
Язык обучения |
Бюджет/ внебюджет |
Количество студентов |
Куратор |
1 |
124
«Стоматология» |
каз |
Бюджет |
25 |
Усенова Г.Р |
2 |
227
«Стоматология» |
каз |
Внебюджет |
22 |
Капишева Г.Е. |
3 |
324
«Стоматология» |
каз |
Внебюджет |
26 |
Есенгулова Б.Н. |
4 |
133
«Ортопедическая стоматология» |
рус |
Внебюджет |
25 |
Мұқанбет
С. |
5 |
226
«Ортопедическая стоматология» |
каз |
Внебюджет |
25 |
Аязбаева Ж.С. |
|
Всего: |
123 |
График учебного процесса отделения «Стоматология» 2022-2023 уч. год
Курс | Семестр | Учебные недели | Аттестация | Клиническая практика | Каникулы |
I | 1 семестр | 01.09.-04.01 | 05.01-18.01 | — | 19.01.-01.02 |
2 семестр | 02.02.-17.05 | 18.05-31.05 | 01.06.-21.06 | 22.06-31.08 | |
II | 3 семестр | 01.09.-04.01 | 05.01-18.01 | 19.01.-01.02 | |
4 семестр | 02.02.-03.05 | 04.05-17.05 | 18.05.-21.06 | 22.06-31.08 | |
III | 5 семестр | 01.09-21.12 | — | 22.12-18.01 | 19.01.-01.02 |
6 семестр | 02.02.-26.04 | ИГА 22.06-05.07 | 27.04.-21.06 |
|
График учебного процесса отделения «Ортопедическая стоматология» 2022-2023 уч. год
Курс | Семестр | Учебные недели | Аттестация | Клиническая практика | Каникулы |
I | 1 семестр | 01.09-04.01 | 05.01-18.01 | — | 19.01-01.02 |
2 семестр | 02.02-03.05 | 08.06-21.06 | 04.05-07.06 | 22.06-31.08 | |
II | 3 семестр | 01.09-07.12 | 12.01-18.01 | 08.12-11.01 | 19.01-01.02 |
4 семестр | 02.02-19.04 | ИГА 08.06-21.06 | 20.04-07.06 |
|